samsebeskazal (samsebeskazal) wrote,
samsebeskazal
samsebeskazal

Нью-Йоркская тюрьма Томбс: мавзолей построенный для живых

Если кто-то смотрит новый сериал "Copper", снятый BBC America и рассказывающий о знаменитом районе трущоб "Пять углов" (Five points), то возможно уже обратил внимание на необычное здание тюрьмы, внешне очень похожее на египетскую гробницу. Это знаменитая тюрьма Томбс (Thombs), которая находилась в нижнем Манхеттене в двух шагах от Пяти углов. Тюрьма Thombs, что в переводе значит гробница, вполне оправдывала свое название, и делала она это не только своим оригинальным архитектурным решением.

1. Кадр из сериала Copper.


Район Пять углов появился на месте, которое раньше называли Коллект-понд (Collect Pond). Это было небольшое озеро, питавшиеся от родников в котором горожане брали воду для своих нужд. Для жителей Нью-Йорка того времени это был основной источник пресной воды в городе. На его живописных берегах проводили пикники, по воде катали на лодках, а зимой на его льду устраивали каток.

2. Collect Pond, 1796 год.


К концу 18-го века плотность населения существенно выросла и возникшие на берегах озера кожевенные мастерские, скотобойни и пивоварни прилично загрязнили его воды. Обычные жители тоже не отставали и скидывали в его воды различный мусор и отбросы. В итоге воды озера превратилось в зловонную жижу которая была непригодна для использования, а лишь отравляла жизнь горожан и была основным источником эпидемий. 

3. Карта района 1846 года с указанием места, где находилось озеро, канала прорытого для его осушения и заболоченных земель.


В 1802 году начали работы по его засыпки, которые привели лишь к еще большей заболоченности земель. Водам из источников просто некуда было течь. Для осушения территории пришлось прорыть канал идущий до самого Гудзона. Канал так же быстро превратился в сливную яму для жителей района, и из-за исходившей от него сильной вони, властям пришлось закрыть канал сверху превратив в канализацию. 

4. Еще не закрытый сверху канал с новыми домами по берегам. Иллюстрация из книги "История города Нью-Йорка", 1877 года.


Над каналом проложили улицу. Так появилась Канал-стрит, являющаяся сейчас главной магистралью в манхеттенском Чайна-тауне. Район застроили новыми домами, но из-за плохой инженерной подготовки и высокого уровня грунтовых вод, фундаменты плыли, дома разваливались и приходили в негодность. Все кто мог позволить себе уехать из грязного района с нескончаемой вонью на улицах, перебрались жить в районы выше по Манхеттену, а на их место стали приезжать все новые и новые переселенцы, не имевшие гроша за душой и готовые на все, чтобы выжить в новом для них мире. Район быстро превратился в жуткие трущобы с запредельным, даже по меркам того времени, уровнем преступности. Здесь убивали чаще, чем в любой другой точке мира, где не шла война.

5. Пять углов, 1827 год.


Но вернемся к озеру. К 1811 году его наконец смогли засыпать и власти города решили украсить район зданием новой городской тюрьмы с многообещающим и помпезным названием "Зал правосудия". С практической точки зрения они были абсолютно правы, тюрьме здесь было самое место - от будущего сердца криминального рассадника, до ступеней "Гробницы" получилось всего 300 метров. Архитектор Джон Хэвиланд (тот, что потом построит Восточное государственное пенитенциарное учреждение в Филадельфии) вдохновился книгой Джона Стивенса о путешествии в Египет, и решил сделать новую тюрьму похожей на гробницу египетского фараона. Здание должно было стать первым и крупнейшим в Америке, выполненным в стиле египетского возрождения. В 1835 году приступили к земельным работам и сразу же наткнулись на проблемы с грунтом. Для укрепления почвы стали сооружать подобие плотов. Связывали между собой бревна и топили их в жидкой грязи. Потом собирали и топили следующий плот. Потом засыпали грунтом. Поверх такой прослойки уже ставили фундамент здания.

6. Здание новой тюрьмы.


Строительство завершили в 1838 году. Здание было построено из серого гранита, занимало целый квартал, и несомненно представляло интерес с архитектурной точки зрения. Но несмотря на это, здание быстро получило в народе заслуженное прозвище "Гробница", а об его официальном названии редко вспоминали даже журналисты. К сожалению, Хэвиланд увлекся архитектурой и совершенно забыл о функциональности. Внутри было тесно, сыро и почти отсутствовал свежий воздух - здание плохо проветривалось. Со временем фундамент поплыл и состояние внутренних помещений только ухудшилось.

7. Гробница. Фото с Сентер-стрит, 1872 год.


Тюрьма состояла из двух блоков: женского и мужского и была расчитана на содержание 150 человек в одиночных камерах. В женском блоке также содержали детей и подростков. "Гробница" быстро переполнилась, и в тесные камеры начали помещать по двое-трое заключенных. Два человека спали "валетом" на кровати, третьему приходилось спать на полу. Камеры располагались на четырех ярусах. На нижних содержали черных и осужденные за тяжкие преступления, например убийство или поджог, на верхних мелких преступников, в основном воров и мошенников.

8. Посетители у камер в ряду смертников.


Тюрьма была создана как место прибывания людей совершивших тяжкие преступления на время следствия (фактически это был следственный изолятор), но из-за несовершенства судебной и следственной систем люди ожидали тут суда в нечеловеческих условиях в течении довольно долгого времени. Некотрые сидели здесь больше года, прежде, чем открывалось, что они невиновны и были арестованы по ошибке. Многие до суда просто не доживали.

9. Выгрузка новых заключенных из тюремной кареты во дворе Гробницы. 1871 год.


В тюрьме нередко случались самоубийства. Одним из самых драматичных был случай произошедший с Джоном Кольтом, родным братом изобретателя револьвера Сэмюэля Кольта. Утром 18 ноября 1842 года, в день когда он должен был быть повешен за жестокое убийство Самуэля Адамса, Кольт в камере обвенчался со своей невестой Каролиной Хеншоу. После церемонии он попросил оставить его одного до момента казни. Когда приготовления к казне были закончены, и в камеру за Кольтом пришли, то обнаружили его на полу мертвым с ножом в сердце. Нож в тюрьму таком пронесла его невеста.

9. Свадьбы в камере.


Надо сказать, что не все заключенные "Гробницы" прибывали в одинаковых условиях. Люди с деньгам могли позволить себе провести время в тюрьме в относительно комфортных условиях. Они могли обставить камеру своей мебелью, питаться едой из лучших ресторанов города, пить вино и виски, курить сигары, принимать посетителей когда заблагорассудится, и даже выходить из камеры в тюремный коридор и гулять по тюремному двору. Тот же Кольт сидел в одиночной камере с мягкой постелью, фарфоровой посудой, картинами на стенах и канарейкой в позолоченной клетке. Ел он еду из ресторанов близлежащих отелей, которую каждый день ему приносила его невеста.

10. Заключенный сидящий с комфортом.


Одним из таких убийц сидевших с комфортом был Уильям Шарки, который в 1872 году, при свидетелях, хладнокровно застрелил из револьвера Роберта Дунна, задолжавшего ему 600 долларов после карточной игры, и отказавшегося выплатить долг. Связи во властных структурах ему не помогли, он был обвинен в убийстве первой степени и приговорен к смерти через повешение. Его невеста, Мэгги Джордан, которая по профессии была воровкой-карманницей, продала все свои наряды и украшения, чтобы обустроить его тюремный быт. Купила ему стол из орехового дерева, мягкий матрас для кровати, ковер, канарейку в клетке, мягкое кресло для отдыха, драпировку для стен и двери камеры, шелковое исподнее и вельветовый халат с мягкими тапочками. Единственное, чего он был лишен, как приговоренный к смерти, это возможности покидать камеру. С первого же дня заключения Мэгги каждый день с утра приходила к камере Шарки и проводила там время до двух дня. 19 ноября 1873 года он все еще ожидал казни в Гробнице. В этот день все прошло как обычно, за исключением того, Мэгги ушла чуть раньше двух часов, а одна из посетительниц не обнаружила в кармане пропуска, который надо сдать при выходе. Охрана начала осмотр камер и обнаружила, что Уильям Шарки исчез. Дверь в камеру была заперта, на полу лежала его одежда, но самого его внутри не было. После того, как камеру открыли, то обнаружили на полке еще мокрые бритвенные принадлежности и то, что было усами Шарки. Последовавшее расследование показало, что Шарки переоделся в женскую одежду, принесенную ему невестой, открыл камеру ключем, который она выкрала, и спокойно покинул тюрьму по украденному ей же пропуску. После чего сел на пароход и уплыл на Кубу, где и провел остаток жизни под именем Кэмпбелл. Мэгги Джордан арестовали и судили, но ловкий адвокат выставил ее невинной жертвой коварного Шарки и ее отпустили. После чего она отправилась на Кубу к своему возлюбленному, который оказался скверным мужем, постоянно избивал и унижал ее, что вынудило ее в конце концов порвать с ним и вернуться обратно в Нью-Йорк.

11. Побег Уильяма Шарки.


Пожалуй лучше всего атмосферу того мрачного места передал Чарльз Диккенс, побывавший в "Гробнице" в 1842 году и написавший об этом в своих "Американских заметках".

     Что это за мрачный фасад - громада в псевдоегипетском стиле, похожая на дворец колдуна из мелодрамы? Знаменитая  тюрьма,  именуемая "Гробницей". Зайдем? Зашли. Длинное, узкое, очень высокое здание с неизменными железными печками; внутри по кругу идут  галереи в четыре яруса, сообщающиеся  при помощи лестниц. Посредине, чтобы удобнее было переходить с одной стороны  на
другую, от галереи к галерее перекинут мостик. На каждом мостике сидит человек и дремлет, или читает, или болтает с праздным собеседником.

12.


13.


     На каждом ярусе - друг против друга - двумя рядами тянутся маленькие железные двери. Они похожи на дверцы печей, только холодные и черные, словно огонь в печах погас. Две или три из них открыты, и какие-то женщины, склонив головы, разговаривают с обитателями камер. Свет падает сверху через  окно  в потолке, впрочем наглухо закрытое, так что два  полотнища, заменяющие вентилятор и прикрепленные к нему, праздно висят, как два поникших паруса.

14.


     Появляется человек с ключами: он должен показать нам тюрьму. Малый приятной наружности и по-своему вежливый и предупредительный.
     - Эти черные дверцы ведут в камеры?
     - Да.
     - Все камеры заполнены? - А как же: полным-полнешеньки.
     - Те, что внизу, несомненно вредны для здоровья?
     - Да нет, мы сажаем туда только цветных. Чистая правда.
     - Когда заключенных выводят на прогулку?
     - Ну, они и без этого недурно обходятся.
     - Разве они никогда не гуляют по двору?
     - Прямо скажем, - редко.
     - Но бывает, я думаю?
     - Ну, не часто. Им и без того весело.
     - Но предположим, человек проводит здесь целый год. Я знаю, что это тюрьма лишь для преступников, обвиняемых в тяжких преступлениях, и они сидят здесь, пока находятся под следствием или же в ожидании суда, но здешние законы дают преступникам много возможностей для всяческих проволочек. Если, например, подано заявление о пересмотре дела, или об отсрочке приговора, или еще что-нибудь подобное, заключенный, насколько я понимаю, может пробыть здесь целый год, не так ли?
     - Пожалуй, что и так.
     - И вы хотите сказать, что за все это время он ни  разу не выйдет из этой маленькой железной дверцы, чтобы поразмяться?
     - Может, и погуляет - самую малость.
     - Не откроете ли одну из дверей?
     - Хоть все, если желаете.
     Засовы громыхают и скрежещут, и одна из дверей медленно поворачивается на петлях. Заглянем внутрь. Маленькая голая камера, свет  проникает в нее сквозь узкое оконце под самым потолком. В камере имеются примитивные приспособления для умывания, стол и койка. На  койке сидит человек  лет шестидесяти и читает. На мгновение он поднимает глаза, нетерпеливо передергивает плечами и снова устремляет  взгляд  в  книгу. Мы делаем шаг назад, - дверь тотчас захлопывается, и засовы задвигаются. Этот человек убил свою жену, и его, вероятно, повесят.
     - Давно он здесь?
     - Месяц.
     - Когда его будут судить?
     - В будущую сессию.
     - То есть когда же это?
     - В будущем месяце.
     - В Англии даже человеку, приговоренному к смертной казни, ежедневно дают возможность подышать воздухом и поразмяться в установленный час.
     - Вот как?
     С каким изумительным, непередаваемым хладнокровием произносит он эти слова и как неторопливо ведет нас на женскую половину тюрьмы, постукивая на ходу ключом по перилам лестниц, точно щелкая железными кастаньетами!
     На этой половине в дверях камер прорезаны квадратные глазки. Некоторые женщины при звуке шагов испуганно выглядывают оттуда,  другие, застыдясь, отступают в глубь камер. За какое злодеяние держат здесь этого одинокого ребенка лет десяти - двенадцати? А, этого мальчишку? Это сын заключенного, которого мы только что видели; он должен выступить свидетелем против собственного отца, а сюда его посадили, чтобы он никуда не делся до суда, - вот и все.
     Но ведь это ужасное место, и нельзя же обрекать ребенка проводить здесь долгие дни и ночи. Не слишком ли суровое обращение с юным свидетелем? Что же говорит на это наш проводник?
     - Да, уж тут не разгуляешься, это точно! Снова он пощелкивает своими металлическими кастаньетами и, не торопясь, ведет нас дальше.

15. Камера для мальчиков.


По пути у меня возникает вопрос.
     - Скажите, пожалуйста, почему это место называют "Гробницей"?
     - Да уж так окрестили - на воровском языке.
     - Я знаю. Но почему?
     - Тут было  несколько самоубийств, когда тюрьму только построили.
Пожалуй, отсюда и пошло.
     - Я заметил, что вся одежда человека, сидящего вон в той камере, разбросана по полу. Разве вы не требуете от заключенных, - чтобы они были аккуратны и прибирали свои вещи?
     - А куда они их приберут?
     - Не на пол же, конечно. Ну, вешали бы их на гвоздь.
     Он останавливается и, для придания большего веса своим словам, бросает взгляд вокруг.
     - Ну, конечно, только этого еще не хватало. Когда у них были гвозди, они то и дело сами вешались; поэтому гвозди и убрали изо всех камер, и теперь от них остались одни лишь следы в стенах!

16. Опытный вор и начинающий карманник на ступенях тюрьмы.


     На тюремном дворе, где мы теперь задерживаемся, разыгрываются подчас ужасные сцены. В этот узкий, как колодец, двор, похожий на  могилу, выводят людей умирать. Несчастный стоит под виселицей на земле; на шею его накинута петля; по сигналу падает груз с другой  стороны виселицы и вздергивает человека в воздух, превращая в труп.
     Закон требует, чтобы при этом тягостном зрелище присутствовал судья, присяжные и еще двадцать пять граждан. От глаз общества оно  скрыто. Для людей распущенных и дурных ужасы казни остаются страшной тайной. Между преступником и ими, подобной плотной мрачной завесе, стоит тюремная стена. Это полог, скрывающий смертное ложе преступника, это его саван и его могила. А от него самого она заслоняет жизнь и устраняет все, что в этот  последний час могло бы побудить его к упорству и нежеланию  раскаяться, - одного ее вида и наличия бывает порой достаточно, чтобы сделать его бесчувственным  ко всему. Тут нет дерзких глаз, которые придали бы ему дерзости, и нет головорезов, которые поддержали бы "славу его имени". Все, что находится  за этой безжалостной каменной стеной, тонет в неизвестности.

17. Казнь работорговца во дворе тюрьмы. 1862 год.


К концу Гражданской войны тюрьма считалась худшей в стране. Поступали непрекращающиеся жалобы на условия содержание заключенных и высокий уровень заболеваний среди них, из-за болотистой почвы на котором стоит здание вкупе с несовершенством его конструкции. Со страниц газет то и дело звучали обвинения в коррупции среди сотрудников тюрьмы и призывы ее закрыть.

18. Гробница и новое здание криминального суда Манхеттена.


Спустя еще 30 лет, в 1895 году, сенат США наконец провел расследование, в результате которого пришли к выводу, что "дизайн и расположение радикально и бесповоротно плохи", а содержание заключенных ужасно. Итогом расследования был приговор самой тюрьме - "Гробница", какой она существовала в прошлом, не место в городе, это позор для Нью-Йорка. Она должна быть немедленно уничтожена." Что и было сделано.

19. Тюрьма накануне сноса.


Тюрьму снесли, но история Гробницы на этом не закончилась. На этом месте было построено еще три тюрьмы с таким названием, две из них существуют до сих пор.

Продолжение следует.

Ранее по теме: Восточное государственное пенитенциарное учреждение в Филадельфии - первая в мире исправительная тюрьма.
 
Tags: nyc, история
Subscribe
promo samsebeskazal february 12, 2014 00:08 486
Buy for 500 tokens
Приглашаю вас посмотреть, как выглядит второй по величине русскоязычный район Нью-Йорка, немного пройтись по его улицам и заглянуть в квартиру, где когда-то жил Сергей Довлатов, а сейчас живут его дочь Катя и жена Елена. Нью-Йорк, каким видел его Довлатов из окна своей квартиры. На подоконнике…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →