samsebeskazal (samsebeskazal) wrote,
samsebeskazal
samsebeskazal

Через Атлантический океан на джипе

Возможно ли пересечь Атлантический океан на джипе, а потом объехать на нем весь мир? Только по настоящему весь, каждый километр своим ходом - и по суше, и по воде. Оказывается, что возможно. Именно такое путешествие совершил Бен Карлин на автомобиле-амфибии Ford GPA, почти сразу после окончания Второй мировой войны.




В 1941 году компания Форд получила государственный контракт на разработку нового автомобиля-амфибии для армии США. За основу был взят Ford GPW (он же Willys MB), и на его базе был разработан водоплавающий Ford GPA, получивший по аналогии с Jeep, название "Seep" - Seagoing jeep - мореходный джип. В отличии от своего старшего брата Ford GPW он не завоевал популярность среди американских солдат, и был выпущен в довольно небольшом количестве 12 778 шт. Для сравнения - автомобилей Willys MB и Ford GPW было выпущено в общей сложности 626 727 экземпляров. Он был слишком тяжел, слишком неповоротлив в воде и на суше, мог застрять на мелководье, а на открытой воде в нем было просто страшно находиться, из-за постоянной опасности перевернуться даже при самом незначительном волнении. Может быть именно поэтому большинство выпущенных машин были отправлены по программе ленд-лиза в Советский Союз и в армии союзников. Удивительно, но в советской армии он наоборот прижился, и высоко ценился за универсальность, и возможность форсировать на нем речные преграды. Конструкция была признана настолько удачной, что после войны на его базе был разработан и построен уже собственный автомобиль ГАЗ-46 "МАВ".

Ford GPW и Ford GPА


После такого вступления становится еще более непонятно, как на такой машине можно было решиться объехать весь мир. Но обо всем по-порядку.

Те экземпляры Ford GPA, что не были отправлены в СССР, и которым повезло не утонуть или погибнуть во время войны, сразу после ее окончания были выставлены на продажу правительством США. Одну из таких машин и купил австралиец Бен Карлин, решив, что именно Ford GPA будет идеальным автомобилем на котором он сможет совершить кругосветное путешествие. На аукционе в Вашингтоне он приобрел амфибию с серийным номером "1239", 1942 года выпуска, за 901 доллар.



Он пытался найти спонсоров для финансирования своего путешествия, и даже обратился с предложением в Форд, но с быстро понял, что никто не верит в возможность успешного пересечения Атлантики на автомобиле-амфибии, а меньше всего в успех этого мероприятия верят именно в компании Форд. Там его просто сочли сумасшедшим. Он понял, что рассчитывать может исключительно на собственные силы и финансы, и преступил к подготовке автомобиля к путешествию. Он соорудил небольшую каюту с двухъярусной койкой, установил руль, радиостанцию, и пристроил носовую часть чтобы увеличить топливный бак до 200 галлонов, и улучшить очень посредственные мореходные качества автомобиля. Навигационным прибором служил компас купленный с одного из списанных самолетов.

Однажды, на флаконе с дезодорантом он прочел слоган "Don't be half-safe — use Arrid to be sure", и так и решил назвать свое судно - Half-safe, что можно перевести, как - "Полубезопасный" (он явно не читал повесть про приключения капитана Врунгеля). В качестве попутчика и помощника он взял с собой свою жену Элеонору, а отправной точкой своего путешествия выбрал Нью-Йорк. Путешествие должно было стать свадебным. Бену было 35 лет, а Элеоноре 29.



Через 18 месяцев после покупки автомобиля, 16 июня 1948 года они начали свое путешествие из Нью-Йорка, символично стартовав сразу за пассажирским трансатлантическим лайнером Queen Mary, который направлялся в Англию.

Отплытие из Нью-Йорка.


За собой он буксировал резиновый понтон с дополнительными 680 галлонами топлива. Так же на борту было 30 галлонов моторного масла и 30 галлонов питьевой воды.

Загрузка в Нью-Йорке.


Через три дня им пришлось вернуться из-за того, что сломался руль, обнаружилась течь, а сами они мучилась приступами морской болезни. Через месяц они стартуют опять, и снова неудача, волной заливает выхлопную систему, выхлоп двигателя идет прямо в каюту, и они снова вынуждены возвратиться. 7 августа они предпринимают очередную попытку, и целых семь дней успешно идут в сторону Европы. На восьмой день, из-за проблем со смазкой у них клинит винт и амфибия становится неуправляемой. Они дрейфуют еще неделю, и их течением относит на 300 миль на север, где, к по счастливой случайности, их замечает и подбирает проходившее мимо канадское грузовое судно. Они уже настолько отчаялись, что решили оставить все попытки и бросить в океане свое более чем наполовину безопасное и явно невезучее суденышко, однако капитан корабля убедил их не делать этого, и поднял амфибию на палубу. Судно доставляет их в Монреаль. После возвращения они решили взять паузу, Элеонора вернулась к себе домой в Бостон, а Бен устроился в одну из канадских судоходных компаний.



Ровно всего год, и они предпринимают очередную попытку, отправившись на этот раз из Галифакса в Новой Скотии. В этот раз на буксире они тащат два дополнительных топливных бака, однако через 35 миль, при сильном волнении, баки сталкиваются между собой, а один из них отрывается и тонет. Они принимают решение возвращаться, и по пути обратно теряют второй топливный бак. Бен опять готов был сдаться, но Элеонора убедила его попытаться еще один раз, и в июле 1950 они стартуют опять. На этот раз Бен строит дополнительный топливный бак самостоятельно, с учетом всех предыдущих ошибок. Они берут 935 галлонов топлива, 30 галлонов вода, 8 галлонов масла, и запас продуктов питания на 6 недель пути.

Через 32 дня они наконец достигли Азорских островов. На море было сильное волнение, из-за чего приходилось закрывать все отверстия и каюта плохо вентилировалась. Внутри было настолько влажно, что койки и спальные мешки промокли насквозь, а от консервов отклеивались этикетки. Не было места, чтобы двигаться. Не было воды, чтобы умыться. От двигателя исходил постоянный шум и запах горелого машинного масла. А носовая пристройка постоянно с грохотом билась об днище из-за неудачного крепления. В пути Бену пришлось снимать головку блока цилиндров двигателя, менять прокладку и несколько раз чистить нагар с клапанов. В течении недели власти не могли поймать сигнал их радиопередатчика и уже начали считать Бена и Элеонору погибшими.



После остановки и ремонта на Азорах они отправились дальше, и еще через 23 дня, преодолев сильнейший ураган, достигают Канарских островов. Оттуда доплывают до побережья Марокко, и уже по суше, вдоль побережья Африки, добираются до Гибралтара. Пересекают его вплавь, и дальше, через Испанию, Португалию, Бельгию, Нидерланды, Германию добираются до Дании.



Морем добираются до Швеции, и потом возвращаются обратно. Затем через Данию, Германию, Бельгию добираются до Франции, пересекают ЛаМанш и оказываются Англии. Добравшись до Лондона они делают перерыв на 2,5 года, чтобы усовершенствовать конструкцию автомобиля, отдохнуть от накопившейся усталости и решить проблему с деньгами, которые к тому моменту у них закончились. Бен устраивается на работу и начинает писать первую часть книги о своем путешествии. Книгу издают под названием "Half-Safe. Через Атлантику на джипе".



30 Мая 1954 года, они покидают Англию, пересекают ЛаМанш, и через Францию, Швейцарию, Италию, Югославию, Грецию добираются до Турция. Пересекают Босфор и оказываются в Азии. Дальше Сирия, Иордания, Ирак, Иран, Пакистан и Индия с остановкой в Калькутте. Здесь Элеонара решает, что она уже достаточно посмотрела и научалась, и возвращается в Нью-Йорк, а Бен ищет нового попутчика для продолжения своего путешествия. К нему присоединяется австралиец Барри Хэнли, который согласился сопровождать его через Бирму до Вьетнама.



До Бирмы они добираются по морю, далее по суше, через Рангун и Бангкок в Сайгон и Дананг. Еще раз морем до Гонконга, Тайваня и Японии. 12 июня 1957 года Бен покинул Японию с новым попутчиком, и направился в сторону Алеутских островов. Пройдя вдоль российского побережья, он повернул на восток, и переплыв северную часть Тихого океана дошел до побережья США, и высадился на берег в Анкоридже, штат Аляска. Оттуда Бен спустился к восточному побережью США, и объехав всю Америку вернулся в Монреаль. 12 Мая 1958 года он закончил свое кругосветное путешествие, которое заняло у него почти десть лет жизни. Он побывал в 38 странах, проехал 62 744 км по суше, проплыл 17 780 км по морям и океанам, и потратил на все путешествие в общей сложности около 35 000 долларов.

Автомобиль несколько раз за путешествие подвергался серьезным ремонтам и перестройкам, и обратно в Монреаль вернулся уже с другим внешним видом и изменениями в конструкции.

Half-Safe в музее австралийской школы, в которой учился Бен Карлин.


Еще фотографии Half-Safe
Документальная съемка

Tags: авто, история, классика, корабли, старое фото, удивительное
Subscribe
promo samsebeskazal февраль 12, 2014 00:08 474
Buy for 500 tokens
Приглашаю вас посмотреть, как выглядит второй по величине русскоязычный район Нью-Йорка, немного пройтись по его улицам и заглянуть в квартиру, где когда-то жил Сергей Довлатов, а сейчас живут его дочь Катя и жена Елена. Нью-Йорк, каким видел его Довлатов из окна своей квартиры. На подоконнике…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →