samsebeskazal (samsebeskazal) wrote,
samsebeskazal
samsebeskazal

История про рояль, тоннель и Мерседес

Нью-Йорк удивительно богатый историческими событиями город. Иной раз случайно увидишь какую-нибудь невзрачную кучу камней посреди реки, а потом узнаёшь, что за ней стоит удивительная и интереснейшая история из прошлого. Ну, это если захотеть конечно эту историю найти. Вот этот, например, невзрачный и обитаемый только птицами островок может рассказать про лучшие в мире фортепиано и рояли, про старинный тоннель под рекой, а также про город, построенный миллионером, и даже про автомобили марки Мерседес.



Маленький островок под окнами здания ООН, прямо по центру Ист-Ривер, это остров Белмонт. Он искусственного происхождения и является побочным эффектом от строительства тоннеля для нью-йоркской конки, фактически это просто отвал породы выбранной при его проходке. Сооружение этого туннеля под Ист-Ривер начал Уильям Стейнвей в 1892 году. Уильям был управляющим компании "Стейнвей и сыновья", основанной его отцом - эмигрантом из Германии - Генрихом Штайнвегом. После переезда в Нью-Йорк семейная фамилия была изменена на американский манер. Компания была семейной и занималась выпуском фортепиано и роялей, и, как это ни удивительно звучит, но в то время она была как Майкрософт или Гугл сегодня - преуспевающей, быстро растущей и технологичной, а выпускаемая ей продукция была востребована буквально всеми.



Основатель был коренным немцем и немецким патриотом и на его фабрике в основном работали эмигранты из Германии. В то время в Нью-Йорке немцев проживало даже больше чем в Гамбурге или Франкфурте: местная немецкая община превышала 600 000 человек. На фабрике трудилось настолько много рабочих из Германии, что языком общения внутри компании был немецкий, а не английский.



В тем времена пианино или рояль считались атрибутом благополучия и были практически в каждом доме Америки. А инструменты от Стейнвеев были еще и отменного качества, правда за это качество надо было платить довольно высокую цену. Компания успешно развивалась и достигла больших успехов, в том числе и финансовых.



Желая лучше организовать рабочий процесс и заодно оградить умы рабочих от воздействия социалистов и анархистов, и, кроме того, самому уехать подальше от толп и суеты Манхеттена, Стейнвей приобрел большой участок земли на окраине современного Квинса и начал строить целый город для нужд компании. Город состоял из корпусов фабрики, пожарной части, почтового отделения и, конечно же, жилья для рабочих. Уильям лично принимал участие в планировке и строительстве улиц и зданий и рекламировал своё детище, назвав его "деревенские дома с городскими удобствами".



Город был назван "Стейнвей вилладж", а сама фабрика, как это принято называть у нас, стала градообразующей. Помимо жилья строились школы и церкви, обустраивались парки и скверы, был открыт бассейн и детский сад для детей рабочих. Компания оплачивала обучение рабочих в городских школах а их детям преподавали уроки музыки и немецкого языка. Все находилось  в собственности компании и управлялось ею, а часть жилых площадей в городе сдавалась в наем всем желающим.



Несмотря на такие социальные траты, компания процветала и приносила все больше и больше прибыли ее владельцам. Бизнес рос и вместе с ним росли и интересы Стейнвея, появлялись новые направления развития. Одним из них был общественный транспорт: было решено связать Манхеттен и "Стейнвей вилладж" при помощи собственной линии конки, но для этого требовалось всего-то навсего построить тоннель под Ист-ривер, так как единственное, что соединяло районы Нью-Йорка в те годы, был Бруклинский мост. В 1892 году строительство тоннеля началось. Но вот дальше возникли трудности, и в 1893 году из-за финансовых проблем и постоянных обвалов и зацеплений строительство остановилось. Возобновилось оно уже только после скоропостижной смерти Уильяма Стейнвея в 1902 году. Закончен тоннель был в 1907, но так и не был введен в эксплуатацию, так как его тогдашний владелец не смог получить лицензию на пассажирские перевозки. Так что в 1913 году тоннель был продан городу. Только в 1915 году, после очередной реконструкции под уже электрические вагоны, по нему проехал первый поезд. Сейчас по нему ходит 7 поезд нью-йоркского сабвея, а именем Стейнвея названы сам тоннель, улица и станция метро.


 
Помимо отличных роялей и тоннеля под Ист-Ривер, Уильям Стейнвей известен тем, что собирался производить и продавать автомобили марки Мерседес в Америке. Он приобрел патент у самого Готлиба Даймлера и организовал совместное производство в штате Коннектикут, а на территории его фабрики в Нью-Йорке была открыта штаб-квартира Даймлер Мотор Компани. Но ранняя смерть Стейнвея остановила и этот перспективный проект, а его наследники побоялись, что производство автомобилей не принесет прибыли и продали долю Стейнвея компании Даймлер. Окончательно запустить производство удалось только в 1905 году, и тогда же, первый американский Мерседес был показан публике на нью-йоркском авто-шоу. Но в 1907 году пожар уничтожил производство вместе со всеми собранными автомобилями и оно уже никогда не было восстановлено. С наследниками Стейнвею вообще не повезло, кроме Мерседеса, они еще продали и его долю в Дженерал Электрик, так как то же считали ее совершенно лишенной какой-либо перспективы, ну а потом, довели и саму компанию до банкротства и последующей продажи.



Компания успешно работала вплоть до времен Великой депрессии, но потом, вместе со всей американской экономикой, начался и ее закат. Экономика потом восстановилась за счет войны, а компания уже не смогла. Небольшой подъём, правда, наблюдался в послевоенные годы, но приход радио и телевидения в 60-х окончательно отвернул покупателей от покупок сложных музыкальных инструментов и домашнего музицирования. В конечном итоге, и во многом благодаря "умелому" управлению одного из потомков Стейнвеев, компания была практически разорена и в 1972 году была продана корпорации CBS, которая безуспешно пыталась вдохнуть в нее новую жизнь, но в итоге, практически за бесценок, в 1985 году продала ее группе инвесторов. Компания с названием "Стейнвей и сыновья" существует до сих пор и по-прежнему производит одни из лучших в мире рояли и фортепиано, но от былого имени осталось только название: ее владельцами являются совершенно посторонние люди. От бывшего городка "Стейнвей вииллажд" до нас дошло несколько зданий для жилья рабочих и корпуса самой фабрики.



Да еще несколько различных строений, вот, например, церковь. Она есть на старом плане - ее изображение вверху слева, четвертое по счету.



Еще сохранился фамильный особняк семьи Стенвэй. Он был куплен Уильямом Стейнвеем в 1873 году в качестве семейной резиденции и пробыл в таком качестве вплоть до 1925 года, когда был продан наследниками другому владельцу. Сам особняк до сих пор носит имя "Стенвей мансион", и кстати, продается (по ссылке можно посмотреть его интерьеры). Всего за 4,5 миллиона долларов можно купить себе роскошный кусочек нью-йоркской истории.




Вот только с ним есть одна проблема: за прошедшие годы район вокруг особняка превратился в махровую промзону, состоящую из одних только складов и производственных зданий. И шикарный особняк теперь находится прямо в центре этой зоны. То есть не в самом лучшем месте для жилья и даже просто для вечерних прогулок. Вот так, например, выглядит соседняя улица.



Ну и еще один минус есть - городские очистные сооружения находятся буквально в двух шагах, и воздух вокруг постоянно наполнен соответствующими ароматами. Особняк - это зеленое пятно почти в центре снимка, корпуса фабрики в левом верхнем углу, а очистные сооружения это круги справа. Это место в Гугл картах.



Мне кажется, что с учетом всего написанного выше,  продавать его будут  довольно долго, вряд-ли в Нью-Йорке найдется человек, имеющий в кармане 4,5 миллиона долларов и желающий жить в таком "уютном" районе.
Tags: nyc, жизнь города, история
Subscribe
promo samsebeskazal february 12, 2014 00:08 474
Buy for 500 tokens
Приглашаю вас посмотреть, как выглядит второй по величине русскоязычный район Нью-Йорка, немного пройтись по его улицам и заглянуть в квартиру, где когда-то жил Сергей Довлатов, а сейчас живут его дочь Катя и жена Елена. Нью-Йорк, каким видел его Довлатов из окна своей квартиры. На подоконнике…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments